ЧТО ДЕЛАТЬ , ЕСЛИ "СЕЛ" ГОЛОС? Многие, накричавшись вволю и сорвав голос, пьют горячий чай или воду. Это самая распространенная ошибка: горячее питье в таких случаях противопоказано.
Если вы сорвали голос, лучше воспользоваться прохладными напитками, которые содержат солевые растворы и йод.
Избегать прохладного питья следует лишь в запущенных случаях — при осложнениях, когда требуется срочное врачебное вмешательство, вплоть до гортанных вливаний с гормональными препаратами.
Лучше все–таки этого не допускать. Существуют лекарственные препараты для укрепления голосовых связок. Это прежде всего витамины. Их выбор сейчас очень широк, назову наиболее эффективные и доступные. Хорошо действуют на голосовые связки «Компливит», «Супрадин», «Геримакс», «Центрум». Недавно в продаже появилась новинка — витамины с аминокислотами «Амиатон» и «Авиатон». Они тоже способствуют укреплению голосовых связок.
Не следует пренебрегать и традиционными, хорошо известными всем витаминами. Так, людям, чья работа связана с постоянной «говорильней», не помешают два раза в год курсы инъекций витаминов B1 B6, B12, АТФ и алоэ. Вы будете испытывать меньше проблем с голосовыми связками, если в вашем рационе всегда будут присутствовать мед и прополис.
Издавна известно: если «Осип осип» — он пьет молоко с медом. Очень эффективны ингаляции на минеральной воде. Рецепт довольно прост: Нагрейте минеральную воду и добавьте в нее несколько капель какого–нибудь масла — облепихи, шиповника или оливкового. Накройтесь полотенцем и 10–15 минут глубоко вдыхайте эти пары. После такой процедуры вы сразу же почувствуете облегчение.
Могут помочь и ингаляции на лекарственных травах и отвары и настои из них. Для увлажнения слизистой оболочки гортани и укрепления голосовых связок полезны липа, кора дуба, шалфей, череда, крапива, алтей. Их можно принимать без опасений.
***
Нарушения голоса преимущественно встречаются у лиц речевых и певческих профессий. У солистов оперы чаще выявлялись профессиональные заболевания голосового аппарата, у артистов хора — разнообразные заболевания гортани. Учащиеся вокального отделения музыкального училища и музпедучилища 1—4-го года обучения в большинстве случаев предъявляли жалобы на различные неполадки в голосе, возникшие, как правило, в результате нарушения голосового режима при пенни в состоянии недомогания или при исполнении произведений, превышающих тесситур-ные возможности. Именно у молодых певцов наблюдались большое количество функциональных расстройств голосообразования без видимой воспалительной патологии со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Форсированное пение чаще всего приводит к несмыканию голосовых складок и образованию так называемых «узелков певцов».
У лиц речевых профессии, в частности у педагогов, функциональные нарушения голоса преобладают над другими заболеваниями голосового аппарата. У административных работников, кондукторов, диспетчеров, официантов чаще возникает острое и хроническое воспаление голосовых складок и несколько реже различные формы дисфоний. У лиц, профессия которых не связана с постоянным использованием, голоса, функциональные нарушения голоса встречаются значительно реже.
Опыт работы с солистами оперы, артистами хора, студентами музыкальных училищ позволил нам прийти к выводу, что увлечение чрезмерно громким пением, слишком раннее обращение к репертуару, насыщенному эмоциональными красками, захватывающему все существо молодого певца, превышение тееситурных возможностей вокалиста (партия Риголетто из одноименной оперы Верди, Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст», Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы» и другие) способствуют образованию у них «узелков певцов», краевых кист, фибром голосовых складок и различных расстройств в голосоведении.
Вот несколько примеров:
М., 27 лет, тенор. В течение шести лет обучения пению сменил четырех педагогов, увлекался форсированным пением, так как только большой силы звук голоса вызывал у него ощущение правильного пения. Игнорировал любые замечания педагога о необходимости сменить манеру голосообразования. В результате форсированного пения и своеобразного эмоционального склада характера, студент вокально развивался плохо, диапазон голоса был неполным, динамика в голосе отсутствовала, во время пения наблюдались зажим мышц туловища, мышц выдоха и резкое напряжение мышц шеи. К концу занятий певец сильно уставал. Оперную профессиональную нагрузку по окончании курса обучения М. нести не смог.
Солист Д., 30 лет, баритон. Драматический репертуар, исполняемый певцом, эмоциональная насыщенность образов предрасполагали певца к форсированному пению, в связи с чем несколько раз на протяжении десятилетней профессиональной деятельности на оперной сцене у него образовалась краевая киста голосовой складки, происходили кровоизлияния в голосовую складку, наблюдались различные формы дисфоний, которые после соответствующего голосового режима, лечения и правильного распевания исчезали.
Солист М., 27 лет, драматический тенор. Голос большой, полный по диапазону, приятного тембра, но несколько однообразен по механизму голосообразования. За короткий срок разучил и спел партии Хозе из оперы Визе «Кармен», Манрико из оперы Верди «Трубадур», Радамеса из оперы Верди «Аида» и др. Такое быстрое разучивание партий, форсированное пение, некоторое расширение голоса в нижнем участке диапазона привели к заболеванию голосовых складок и нарушению механизма голосоведения, в результате чего певец не мог петь в течение нескольких месяцев.
Солист П., 24 года, тенор. После окончания консерватории сразу же приступил к разучиванию сложнейшей партии из репертуара \ лирического тенора — Рудольфа из оперы Пуччини «Богема». Чрезмерная вокальная нагрузка, тесситурные затруднения привели к серьезному заболеванию голосовых складок. В результате певец был вынужден лечиться у фониатра в течение длительного времени, а затем перейти на более спокойный и менее сложный репертуар.

Аналогичных примеров можно было бы привести много. Эти и многие другие факты свидетельствуют о недопустимости быстрого разучивания сложного репертуара начинающим певцом и важности планомерного, постепенного воспитания певца под контролем педагогов не только в период его обучения, но и в начале самостоятельной профессиональной деятельности.
Большое значение имеет своевременное обращение певца к врачу-специалисту в случае заболевания ЛОР-органов. Певцу необходимо постоянно следить за состоянием своего голосового аппарата во время наилучшего звучания голоса, консультироваться у врача-фониатра в случае обнаружения даже незначительных изменений в окраске слизистой оболочки глотки, гортани, трахеи, в характере смыкания голосовых складок, их строении. В случае изменения тембра голоса уяснить себе (с помощью врача), чем оно вызвано. Певец не должен приступать к пению до тех пор, пока не исчезнут любые патологические изменения со стороны ЛОРорганов.
Перед началом обучения пению вокалист должен пройти осмотр у оториноларинголога и при обнаружении каких-либо хронических воспалительных заболеваний ЛОРорганов или необходимости оперативного вмешательства провести соответствующий курс лечения у фониатра. В противном случае неизбежны прогрессирование заболевания и ухудшение качества певческого голоса.
.jpg.jpg)
Нужно беречь свой голос и никогда не петь в состоянии недомогания. Заболев, вокалист не должен поддаваться панике. Легкая возбудимость нервной системы артиста, повышенная эмоциональность, сознание зависимости своего будущего от качества певческого голоса лишают нередко актеров в таких ситуациях способности правильно оценивать состояние своего здоровья, в частности голосового аппарата. Вследствие этого по-являются мнительность, преувеличение своих недугов, уверенность в неизлечимости болезни и потере голоса. Все эти переживания крайне нежелательны, так как успех лечения в большой степени зависит от спокойствия, терпения, выдержки больного, доверия к врачу, неукоснительного выполнения его рекомендаций и строгого соблюдения голосового режима.
Пение — сложное психофизическое явление, осуществляемое при участии многих органов и систем организма, поэтому патология со стороны нервной, легочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта неминуемо отражается на состоянии голоса. В связи с этим певец должен периодически проходить медицинский осмотр и проводить профилактический курс лечения под контролем врача-терапевта.
Одно из самых частых заболеваний, причиняющее певцам немалое беспокойство, является насморк, возникающий в результате переохлаждения организма, контакта с больными гриппом или катаром верхних дыхательных путей. При остром насморке воспалительный процесс может распространиться и на слизистую оболочку придаточных пазух носа, что нередко наблюдается при нарушении больным домашнего режима. В самом начале заболевания весьма эффективны отвлекающие процедуры: горячие ножные ванны, горчичники на икры, закапывание в нос 2—3 капель 1—2%-ного раствора эфедрина или гидрокортизоновой эмульсии каждые 6—8 часов, смазывание преддверия носа мазью «Сунореф» или 1%-ным ментоловым маслом 1—2 раза в день; при контакте с гриппозным больным необходимо закапывать в нос интерферон каждые 2 часа по 2—3 капли в течение 2-х дней.
Разрешается певцу петь, если у него появился насморк?
Этот вопрос может быть решен положительно только в том случае, если предстоящее выступление непродолжительно, не особенно ответственное и состояние певца вполне удовлетворительное, т. е. он не испытывает недомогания (головной боли, слабости, нет повышения температуры тела). При плохом самочувствии выступление певца абсолютно недопустимо.
В случае заболевания ангиной (инфекционное заболевание с преимущественным проявлением болезни в области зева) певцу запрещается петь до полного выздоровления. Во время ангины обычно наблюдаются боли в горле при глотании, головная боль, общее недомогание, повышение температуры. Лечение должен проводить врач-оториноларинголог или фониатр. Недопустимо самолечение, так как это заболевание может привести как к местным, так и общим серьезным осложнениям — заболеванию сердца, почек, суставов и т. п.
Доврачебная помощь при ангине включает:- строгий постельный режим до нормализации температуры, изоляцию больного от окружающих, с выделением ему отдельной посуды, полотенца и других предметов личного пользования, так как больной заразен для окружающих;
- обильное теплое питье (молоко с содой, боржоми, настой цветов ромашки, чай с медом);
- рацион питания, включающий легко усвояемые продукты;
- полуспиртовой или водочный компресс на область шеи;
- полоскание полости рта и зева бледно-розовым раствором марганцовокислого калия, бикарминтом, поваренной солью (1 чайная ложка на 1 стакан воды с добавлением 2—3 капель 5%-ной йодной настойки) и др.;
- прием аспирина по 1 таблетке 4 раза в день или сульфадимезина по 2 таблетки 3—4 раза в день и димедрола по 1 таблетке 2 раза в день.Оказание больному доврачебной помощи ни в коем случае не исключает осмотра врача, который назначит дальнейшее лечение.
.jpg.jpg)
Для предупреждения ангины необходимо проводить своевременную санацию полости рта, лечение любых хронических гнойных очагов, закаливание организма, периодическое оздоровление у моря. Повторные ангины нередко сопровождаются развитием хронических воспалений нёбных миндалин. Лечение данного заболевания проводит только врач-оториноларинголог. Он устанавливает диспансерное наблюдение за такими больными и периодически назначает им профилактическое лечение для предупреждения возможных обострений хронического тонзиллита.
Воспаление слизистой оболочки носоглотки — назо-фарингит — вызывается различными микробами. При этом больной ощущает чувство жжения в области свода носоглотки, сопровождаемое вначале слизистыми выделениями из носоглотки, а затем слизисто-гнойны-ми. Температура тела больного при этом обычно остается нормальной, но наблюдаются общая разбитость и недомогание. Певец при пении быстро устает, певческий звук теряет звучность. Нередко катар носоглотки имеет тенденцию к распространению в нижележащие отделы дыхательных путей.
Доврачебная помощь включает обильное промыва-ние полости носа и носоглотки через носовые ходы отварами цветов ромашки и липы, закапывание в нос, запрокинув голову, 1%-ного ментолового масла или гидрокортизоновой эмульсии; смазывание носовых ходов раствором, Люголя; прием фалиминта (по 1 таблетке 6—10 раз в сутки). Петь можно лишь после осмотра и с разрешения врача.
При появлении воспалительного процесса слизистой оболочки глотки, ее средних отделов —
фарингита — у певца возникают неприятные, царапающие ощущения в глотке, сухость, чувство набегания мокроты на голосовые складки. Возникновению острого фарингита и переходу его в хроническую форму способствуют курение, злоупотребление спиртными напитками, употребление раздражающей пищи, слишком холодных напитков, резкие смены тепла и холода, сквозняки и т. д. Фарингит — заболевание не опасное, но распространение воспалительного процесса на слизистую оболочку гортани способствует переутомлению голосового аппарата во время пения и приводит к профессиональному заболеванию — фонастении. Поэтому фарингит следует лечить упорно.
В качестве наиболее эффективных процедур при фарингите мы рекомендуем следующие:
- распыление в глотке ингалипта, каметона, раствора хлорфилипта;
- систематическое полоскание глотки йодобромной водой (I часть йодобромной воды и 3 части кипяченой воды), морской, содовой, серебряной водой или бикарминтом (1 таблетку растворить в 1/2 стакана воды);
- смазывание задней стенки глотки раствором Люголя, маслом шиповника, облепихи, 96° спиртом (1 раз в пять дней);
- при значительной сухости — прием 5%-ной йодной настойки в молоке, начиная с 1 капли на рюмку молока и увеличивая дозу ежедневно на 1 каплю. При отсутствии побочных явлений доводят общее число капель до 10 на прием, затем в обратном порядке уменьшают дозу.
- щелочно-масляные ингаляции, о которых будет сказано ниже.Воспаление голосовых складок —
ларингит — сопровождается охриплостью голоса, кашлем, ощущением большого количества мокроты на голосовых складках. Певец, заболевший ларингитом, должен прекратить пение вплоть до полного выздоровления. Лечение ларингита проводит врач-оториноларинголог или фониатр. Однако еще до обращения к врачу необходимо устранить такие внешние неблагоприятные факторы, как пыль, холод, раздражающую пищу, алкоголь, курение и соблюдать строгий голосовой режим.
Полезны горчичники на грудь, спину, ноги; на ночь рекомендуется растирать ноги скипидарной мазью, а на область грудины и переднюю поверхность шеи нанести сетку 5%-ной йодной настойкой. Полезно теплое питье, ингаляции, отхаркивающие отвары из листьев мать-и-мачехи, корня алтея, грудного сбора. В комнате, где находится больной, в течение двух-трех дней создают тепло-влажный микроклимат, для чего в кастрюлю с кипящей водой, поставленную на электрическую плитку, всыпают одну-две столовые ложки цветов ромашки, липы, эвкалипта и соду из расчета 1 чайная ложка на 1 стакан воды. Воду в кастрюле периодически следует менять. В последующем на область гортани кладут лепешки из парафина или озокерита, полуспиртовые компрессы. Медикаментозное и физиотерапевтическое лечения принимают согласно назначениям врача.
Трахеит представляет собой воспаление слизистой оболочки трахеи. При выраженном трахеобронхите воспаление охватывает и слизистую оболочку начальных частей крупных бронхов. При трахеите и трахеобронхите сохраняется обычное звучание голоса, но изменяется его тембр; голос лишается мягкости, полетности, ровности звучания, становится грубым, верхние ноты обычно звучат напряженно. Певца беспокоит кашель, иногда очень болезненый, с труднооткашливаемой мокротой. Лечение трахеита такое же, как и при остром ларингите.
Учитывая распространенность острых воспалительных заболеваний слизистой оболочки верхних дыхательных путей, небесполезными окажутся знания прописей лекарственных веществ для ингаляций, которые удобно проводить в домашних условиях, используя абсолютно безопасные и удобные в обращении паровой ингалятор ИП-2, карманный ингалятор ИКПМ для ингаляций жидких и порошкообразных лекарственных веществ, распылители для жидких лекарственных веществ и масел 
Во время ингаляций на слизистые оболочки верхних дыхательных путей действуют одновременно эфирные масла, выделяемые лекарственными растениями, медикаментозные средства и тепло, что усиливает эффективность лечения и делает эту процедуру легко переносимой. Ингаляции проводят перед сном в течение 15—20 минут ежедневно. Курс лечения 15—20 процедур.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНГАЛЯЦИЙ:Сок коланхоэ: к 5 мл сока приливают 5 мл кипяченой воды; полученной смеси достаточно для проведения одной процедуры.
Листья эвкалипта (10 г) заливают стаканом горячей воды и кипятят 15 минут на малом огне. Отвар охлаждают, процеживают и хранят в прохладном темном месте. Для ингаляции используют столовую ложку отвара на стакан воды. Таким же образом готовят отвары из цветков ромашки и липы.
Прополис (60 г), воск (40 г) кладут в эмалированную чашечку емкостью 1,5—2 стакана, которую помещают в небольшую кастрюльку с кипящей водой. Вдыхают запах этой смеси.
Мед (10—50 г) растворяют в 100 мл теплой кипяченой воды, для аэрозоля используют по 1,5—2 столовые ложки приготовленного раствора.
Ингаляции минеральными водами «Нарзан», «Ар-зни», «Дарасун», «Дилежан», «Шмаковка», «Ессентуки» № 17 и № 4, «Трускавцы», а также морской водой.
Масляные ингаляции с использованием указанных ниже смесей растительных масел:Масло ментоловое 10 капель
„ эвкалиптовое 1 г
„ камфорное
„ персиковое по 33 г
Для процедуры необходимо 10—15 г смеси.
Витамин А 10000 ЕД Масло эвкалиптовое
„ персиковое 30 г
„ анисовое
Для процедуры используют 15—20 г смеси.
Хлорэтон 1 г
Масло эвкалиптовое 50 г
„ персиковое 50 г
„ цитраля 10 капель
Для процедуры используют 15—20 г смеси. При сухости слизистой оболочки верхних дыхательных путей (атрофический и субатрофический процессы) для ингаляций рекомендуются следующие составы:
Питьевая сода 1 чайная ложка
5%-пая йодная настойка 5 капель
Поваренная соль на копчике ножа.
Растворить в стакане теплой кипяченой воды и использовать для одной процедуры.
Масло облепихи
,, шиповника по 30 г
,, эвкалипта
20%-ный раствор прополиса в персиковом масле 20 г
40%-ный раствор кремния в персиковом масле 10 г
Бальзам Шостаковского 100 г.
Для процедуры используют 15—20 г смеси.
Две таблетки бикарминта растворить в 1 стакане теплой кипяченой воды. Продолжительность ингаляций 8—10 минут.
К содержимому ампулы экстракта алоэ добавить 4—5 мл кипяченой воды. Используют раствор для одной процедуры.
Сок виноградный натуральный разбавить теплой (40—50°С) водой (1:2); для аэрозоля используют 1,5—2 столовые ложки раствора. Продолжительность процедуры 10—15 минут.
Йодинол 1%-ный 100,0. Для аэрозоля используют неразведенный (продолжительность процедуры 5 минут) и разведенный в дистиллированной воде (1:4) раствор (продолжительность процедуры 5—10 минут).
Каждому певцу необходимо иметь дома аптечку с набором следующих лекарственных средств на случай заболевания слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Домашняя аптечка вокалиста
Гомеовокс
Витрум Перфоменс(витамины)
«Геримакс»(витамины
Корень жень-шеня для восстановления
И конечно Калина...калина...калина
1%-ное ментоловое масло
5%-ная йодная настойка
Масла: персиковое, абрикосовое, облепиховое,оливковое, каратолиновое
Цветы ромашки и липы, листья эвкалипта и мать-и-мачехи,корень алтея
Горчичники
Перцовый пластырь
Вата, бинт, компрессная бумага
Настойка валерианы
Валокордин
20—30%-ный спиртовый раствор прополиса
Гидрокортизоновая эмульсия «Нафтизин» и «Галазолин»— капли в нос
Раствор Люголя для смазывания задней стенки глотки
Йодинол для полоскания полости рта и глотки
Аспирин
Анальгин
Фурациллин
Ингалятор карманный Музехольда, паровой ингалятор ИП-2 Профессиональное заболевание голоса возникает у певца довольно часто при напряженной и спешной подготовке к участию в новых спектаклях, в конкурсах, раннем вводе в партию, которая в данный момент для него еще трудна, а также из-за неравномерной занятости актера в театре и отсутствия в связи с этим вокального и сценического тренажа.
К профессиональным заболеваниям голоса относятся: фонастения, «узелки певцов», краевая киста голосовой складки, ангиофиброма голосовой складки, моно-хордит, несмыкание голосовых складок, кровоизлияние в них, ларингиты и трахеиты, возникающие вследствие резкого повышения внутрибронхиального и внутритра-хеального давления воздуха при неправильном пении, крике, пении в больном состоянии, переутомлении организма.
Профилактика указанных заболеваний состоит в строгом соблюдении правил гигиены голоса, правильной технике пения, устранении неврозов.
Следует отметить, что работа певца происходит в условиях, не всегда отвечающих необходимым санитарным нормам (пыль на сцене, сквозняки, частые переодевания и т. д.). Поэтому организм актера должен обладать устойчивостью по отношению к внешним раздражителям. Устойчивость организма человека можно повысить путем его постоянного закаливания. Закаливание для певца — важное средство сохранения здоровья и профилактики различных опасных заболеваний, о которых мы уже упоминали выше. Полезно сочетать закаливание водой, воздушными и солнечными ваннами с занятиями спортом и гимнастикой. Все это вместе взятое, а также здоровый быт — залог певческого долголетия.
Актеру следует заниматься теми видами спорта, которые способствуют развитию дыхательного аппарата и улучшают пластичность скелетной мускулатуры. К таковым относятся: гимнастика, легкая атлетика, теннис, туризм. Утреннюю гимнастику певец должен сочетать с упражнениями для тренировки дыхания.
Во время летнего отпуска целесообразны занятия всеми видами спорта и физическая работа: это развивает силу, сохраняет выносливость организма. Не следует забывать и о ежедневном распевании, так как голосовой аппарат и дыхательная мускулатура должны постоянно находиться в тренаже.
Большое значение имеет распорядок дня, который певец должен строго соблюдать в течение всей своей жизни, учитывая, что
ночной сон должен быть не менее 8 часов, а продолжительность ежедневных прогулок — 1—2 часа.
Процесс пения представляет собой работу, сопровождаемую большой затратой физической энергии, поэтому калорийность пищи должна составлять не менее 3500 калорий в день. Питание должно быть регулярным, а
пища — разнообразной и полноценной, но с ограничением продуктов, раздражающих слизистую оболочку гортани (уксус, перец, горчица, соления), а также слишком горячих и холодных блюд или напитков. Следует помнить, что в день выступления пищу необходимо принимать за 3—4 часа до выхода на сцену. Во время антрактов разрешается выпить стакан кофе или съесть одно-два яблока.
Курение и алкоголь оказывают отрицательное влияние на слизистую оболочку верхних дыхательных путей и особенно на гортань, вызывая ее хроническое воспаление. Поэтому певцу не следует злоупотреблять ни тем, ни другим.
Женщинам необходимо строго соблюдать так называемые «больные дни», выяснить у врача-фониатра, в какой момент менструального цикла изменяется внешний вид голосовых складок и не петь в эти дни. Во время нормально протекающей беременности вокальные занятия не противопоказаны, а в период кормления ребенка грудью от вокальных занятий лучше воздержаться. К концу послеродового периода разрешается приступить к осторожному, постепенному распеванию.
На развитие и совершенствование артиста большое влияние оказывает домашняя обстановка, в которой живет певец.
Резкие эмоциональные переживания, ссоры и примирения приводят к перенапряжению нервной системы, ослабляют нервно-психическую сферу певца, делают ее неустойчивой. Певец теряет уверенность в своих силах, что отрицательно сказывается на качестве его пения.
Вопрос гигиены половой жизни важен для воспитания личности каждого человека, а тем более творческого работника, в частности певца. Беспорядочный образ жизни ухудшает качество голоса, уменьшает запас эмоциональной и физической энергии артиста.
Человеческий голос — это не только средство общения, но и источник огромного эстетического наслаждения, познания. Ничто не может заменить его живое звучание, силу воздействия, эмоциональную выразительность.
Следует обратить внимание на то, что даже самому опытному, талантливому певцу время от времени необходимо обращаться к своим педагогам для проверки правильности звучания своего голоса, так как со временем выработанные условные рефлексы, стереотипы, при пении тормозятся, угасают. Чтобы сохранить голос на долгие годы в хорошей форме, профессионалам голоса вообще, и певцам в частности, следует соблюдать строгий режим, строгие гигиенические правила и настойчиво, кропотливо, ежедневно работать над его усовершенствованием.
Ламперти всегда подчеркивал, что самые знаменитые певцы — самые прилежные ученики. Чем больше они учатся, тем более чувствуют потребность учиться, работать над собой. Свидетельством тому являются творческие биографии таких прославленных мастеров вокального и сценического искусства, как Н. Фигнер, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Н. Обухова, М. Каллас, Э. Карузо, Б. Джильи и многие другие.
Современному актеру недостаточно научиться только хорошо вокализировать, в равной степени ему необходимо хорошо декламировать, владеть сценическим искусством, уметь держать себя на сцене с соответствующей грацией и простотой. Танцы, фехтование, спорт окажут певцу в этом деле большую помощь. Расширению кругозора певца, улучшению его исполнительских возможностей способствуют также просмотры хороших кинофильмов, посещение картинных галерей, прослушивание музыки, хороших исполнителей, знакомство с новостями музыкальной и театральной жизни.Поддерживать себя в постоянной профессиональной готовности вокалисту помогают постоянное прослушивание произведений, составляющих личный репертуар ,а так же лучших образцов музыкальной культуры в исполнении известных певцов и сравнение их с собственным исполнением, записанным на любой носитель аудио информации. Это способствует устранению выявленных недостатков в голосоведении.
Известно, поет хорошо лишь тот, кто образцово формирует звук, владеет совершенной кантиленой, искусством дыхания и превосходной дикцией, стремится к созданию своего собственного стиля пения, своей художественной интерпретации музыкального произведения.
Разумеется, длительные упражнения в течение нескольких часов подряд утомительны для вокалиста и недопустимы. Ежедневное распевание, обязательное для певца, в общей сложности не должно превышать 2—3 часа в день.
Петь сразу после сна следует крайне осторожно, только на средних нотах своего диапазона, затем полчаса спустя на нижних нотах и только в конце распевания можно переходить к высоким нотам. Утром начинающие певцы и обучающиеся пению на протяжении первого года обучения в училище или консерватории должны работать над голосом не более 30 минут с 2—3 перерывами по 3—5 минут, но не на полный желудок, не щеголяя лишний раз крайне верхними и нижними нотами. В течение дня продолжительность занятий пением должна составлять не более 1,5 часа.
Большое значение для сохранения голоса на длительный период времени имеют равномерное распределение голосовой нагрузки в течение месяца и осторожность при впевании новых произведений. Громкое исполнение новых «невпетых» произведений может оказать неблагоприятное воздействие на голосовые складки. Поэтому вначале хорошо изучите текстовой, логический, нотный материал. Музицируйте вполголоса, mezza voce до тех пор, пока вокальный грунт произведения не уложится в вашем сознании и лишь после этого исполняйте произведение полным голосом. С возрастом, с опытом, голос становится крепче; говорят — «вокалист распелся». Не торопите этот естественный процесс, не «раздувайте» голос, так как преждевременное его расширение может привести к его потере.
Выход на сцену — всегда своеобразный экзамен для певца. Для одних он является стимулом, окрыляющим и вызывающим подъем эмоционального состояния и способствующим творчеству. Такие певцы контролируют свои действия на сцене и не позволяют чувствам властвовать над собою, в художественной форме художественными средствами воплощают чувства и эмоции героя. Другие — испытывают страх, подавленность либо натурально сопереживают с героем произведения, тем. самым ухудшая качество звучания голоса, нарушая свое творческое состояние, теряя контакт со зрителем.
После концерта, прежде чем выйти из помещения, актеру необходимо остыть, особенно в осенне-зимний период. Несоблюдение этого правила часто приводит к различным, воспалительным заболеваниям голосового аппарата.
Как часто после концерта или выступления в оперном спектакле приходится слышать от артиста: «Как я звучал»? Этот вопрос свидетельствует о том, что вокалист на первое место ставит техническую сторону своего творчества.
Крайне редко услышишь фразу: «Было ли понятно то, о чем я пел, что я хотел сказать зрителям, донес ли я до зрителя образ героя»? Художественное исполнение не есть нечто независимое от технического мастерства, это две грани одного целого — таланта актера — и они тем ярче, чем выше интеллект вокалиста.
Богатый внутренний мир художника-исполнителя является тем материалом, из которого он черпает силы, творчески отбирает все необходимое для передачи состояния и переживаний того или иного персонажа вокального сочинения.
Яркая эмоциональность, богатое воображение, способность через музыку передать свои чувства являются непременными условиями для творчества, для создания высокохудожественных запоминающихся сценических образов.
Редакция Aindje - 2008г.
______________________________________________________________________
ВОКАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания. Если положить маленького ребёнка на спину и посмотреть, как он дышит, то вы обратите внимание на то, что его грудь практически неподвижна, а живот постоянно подымается вверх и вниз, а значит делает глубокое диафрагменное дыхание!
Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной и, являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать лёгкие от воздуха.
С возрастом в нас растёт нервное напряжение, и наши внутренние органы, в том числе мышцы диафрагмы, начинают всё больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание останавливается посреди груди и мы используем лёгкие всего на 20%, потому что дышим лишь их верхней частью. Несмотря на то, что в вокальной школе различают 1.грудной,
2.грудо-брюшной типы дыхания, но общепринятым является 3.нижнерёберно-диафрагмальный тип,
при котором на вдохе раздвигаются нижние рёбра по всей окружности, а подложечная область слегка выпячивается вперёд. Звучит страшно, но на самом деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для вокала, и для здоровья.
Определить, каким типом дыхания пользуетесь вы, довольно легко. Лёжа на спине, соедините кисти рук в замке и положите на живот (можно использовать книгу).
Дышите так, как вам удобно и привычно, но при этом обратите внимание на то, какая часть тела принимает большее участие. Если при вдохе поднимается грудь, значит у вас грудной тип дыхания, а если живот, тогда диафрагмальный. Получилось? Теперь переходим ко вдоху, – именно с него начинается традиционное вокальное обучение. Пение начинается с глубокого вдоха ( заметьте, что «глубокого» не означает «объёмного»!). Куда распределяется поступивший воздух, мы уже знаем. Причём вдох очень короткий! Зачастую во время пения нет возможности делать длительный вдох. Вспомните хотя бы рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки или рок-н-ролл.
Поэтому вдох короткий и бесшумный.
При вдохе зачастую применяются ассоциативные, образные примеры. Говоря о вдохе, такие сравнения, как вдох во время лёгкого испуга чем-либо или в момент удивления. Объём набираемого воздуха зависит от поставленных задач (длительность фразы, верхние ноты и т.д.), но в любом случае избегайте перебора. Это не только затрудняет дело, но часто приводит к форсировке и фальшивой интонации.
Следующим действием после вдоха совершенно предсказуемо будет выдох! Пение начинается на выдохе. Чтобы в этом убедиться, попробуйте сделать наоборот. Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в том, чтобы без какого-либо зажима, совершенно свободно и естественно, научиться правильно удерживать и расходовать набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в звук. Именно в этом заключается мастерство владения певческим дыханием. Что касается ощущений во время выдоха, то их описывают по-разному.
Лучше всего, когда дыхание по ощущению словно стоит на месте, не уходит, а служит опорой звуку, захватывая резонаторные зоны. Оно как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекает, и живот при этом уходит, втягивается, а в пении дыхание обратное – мы набрали воздух, поём, а живот идёт несколько вперёд, а не назад. Кажется, что дыхание должно кончится, но мы ещё можем петь, поём, а живот идёт всё вперёд. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть стремление удержать его.
ПРИ ДЫХАНИИ
- следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты;
- дышать легко и свободно, не перебирая воздуха;
- следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались;
- вдох маленький, бесшумный
- выдох долгий, эластичный;
- в процессе пения следует удерживать позицию вдоха;
- при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры.
Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует ряд упражнений, приёмов, направленных на постановку и закрепление певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится естественным как для вокала, так и для обычной речи.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
1 Вдох снизу живота(ВСЖ). Задержка дыхания( на время - по возможности дольше)
2. ВСЖ. Равномерный плавный выдох маленькой струйкой( на время) Если поднести свечу – пламя не должно колыхаться.
3.ВСЖ. Равномерный плавный выдох маленькой струйкой( на время), но уже на гласный звук «У-У-У» или согласный «В-В-В»(тихо)
4.ВСЖ. Равномерный активный выдох на гласную «А-А-А», широко открыв гортань, извлекая объёмный мощный звук …..повторять упражнение в нижнем, среднем и высоком регистрах.
5.ВСЖ.Представляем, что мы в «Спортивном зале» и бьём в боксёрскую грушу, поочерёдно правой, то левой рукой, от плеча, на гласную “А» по три раза на каждую из пяти нот (от «до» до «соль»)
Это не пение, а гимнастика.
Надо следить, чтобы дыхание не ударяло по связкам, а как бы обходило их». И последнее! Для развития лёгких, тренировки дыхания, энергетического заряда и поддержания себя в отличной форме, занимайтесь плаванием, системами йога, в основе которых лежит работа с дыханием. Это поможет вам не только в пении, но и укрепит ваше здоровье! Ведь не секрет, что для плодотворной работы нам необходимы желание, здоровье, время и любовь!
В одном сходятся все вокальные техники : в процессе занятий пением необходимо выработать плавный и постепенный выдох, обеспечивающий ДЛИТЕЛЬНОЕ ФОНИРОВАНИЕ.
ШКОЛА ПЕНИЯ – ШКОЛА ДЫХАНИЯ!!
ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТЕРПЕНИЯ И ВЕЛИКОЛЕПНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ! РЕЗОНАТОРЫ
Тема: "Роль резонанса в достижении вершин вокального мастерства (по книге В. Морозова "Искусство резонансного пения")"
Ганич Илья Александрович
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ
Искусство резонансного пения... Резонансная техника пения... Что это такое?
Это то, что придает голосу совершенно особое, певческое качество, независимо от типа голоса и его силы.
Это то, что всегда привлекает внимание, заставляет слушать, затаив дыхание, восхищает и волнует слушателя, если у него есть хотя бы частица вокально-эстетического чувства и слуха.
Это то, чем в той или иной степени владеет неплохой певец. Таких тысячи.
Это то, чего нет у плохого певца. Таких миллионы.
И это, наконец, то, чем в совершенстве обладает выдающийся мастер вокального искусства. Таких единицы.
Голосовой аппарат певца состоит, как известно, из трех основных частей: дыхания, гортани и резонаторов, и певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов.
Певческому дыханию испокон веков придавалась важная, даже основная роль. Тезис "искусство пения - искусство дыхания" известен со времен староитальянской школы.
Однако, в научном мире относительно вопросов вокальной техники, начиная со второй половины ХХ века, начинает набирать популярность так называемая "горловая" парадигма. То есть основное значение в триаде "дыхание-резонаторы-горло" отдается последнему звену. По-видимому, это было связано с развитием техники, позволившей заглянуть внутрь процесса звукообразования. Так, широкую научную известность приобрели в 50х-60х годах рентгенологические исследования Л.Б. Дмитриева по работе гортани и голосовых связок во время пения. В связи с глобальной "наукизацией", данная точка зрения на вокальное искусство быстро овладела умами начинающих и не только вокалистов, а также вокальных педагогов. Многие начали поговаривать, что стоит ли заботиться о певческом дыхании, когда наука столь настойчиво говорит о первостепенной важности гортани и голосовых связок в пении. Стали раздаваться наставления типа "Дышите, как удобно" и даже "...как угодно". Приверженность этой линии привела ко многим трагическим исходам, включая искалеченные голоса, когда вокальная карьера новоиспеченных певцов заканчивалась, не успев начаться.
Между тем, практика выдающихся мастеров вокального искусства и значительной части опытных педагогов до сих пор хранила и хранит "особое мнение" (да здравствует здоровый консерватизм!) относительно роли в пении дыхания, гортани и резонаторов, отдавая в этой триаде безоговорочное и, что особенно важно, - психологическое - предпочтение дыханию и резонаторам.
Из опыта великих певцов пожалуй стоит упомянуть следующее "...в основе вокальной педагогики лежат поиски звукового эха - то есть резонаторов...". Это высказывание принадлежит выдающемуся итальянскому певцу Джакомо Лаури-Вольпи, пропевшему на сцене "Ла-Скала" 30 лет. Как отозвался о нем один из критиков "его до-диезы долетали до Луны". Другой крупнейший итальянский вокальный педагог Дж. Барра, долгое время проработавший во всемирно известном Центре усовершенствования певцов при театре "Ла Скала", говорил о роли резонаторов так: "...У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку - верный механизм голосообразования - нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом...".
При этом, естественно, не отрицается важная роль голосовых связок. Без них также нет певца. Но суть в том, что даже самые мощные и тренированные голосовые связки физически не могут породить звук такой огромной силы, какой достигают большие оперные голоса: до 120 дБ (!) на расстоянии 1 метр. Измерения показывают, что внутри звукового тракта звуковое давление достигает 155 дБ и более!!! Это чудовищная разрушительная сила звука, способная сжечь голосовые связки как спички. Что, увы, нередко и бывает у неопытных певцов, пытающихся достичь большой силы голоса только напряжением голосовых связок (и, как следствие, кровоизлияния в горло, гематомы, отслойка слизистой и т.п.)
Почему же не происходит это у великих? Как, например, у Паваротти, которому пошел уже седьмой десяток! И это притом, что часто им приходилось выступать чуть ли не каждый день с многочасовой программой и многоразовыми выходами "на бис". Разгадка кроется в умелом использовании резонаторов. Ведь простейший резонатор усиливает звук на 30-40 дБ, т.е. в 5-10 тысяч раз по мощности. Кроме этого, певческие резонаторы несут еще и огромную защитную функцию, сохраняя голосовые связки от старения.
Что касается современной музыки, то в ней, помимо чисто музыкальных трудностей, содержится и другая важнейшая для певца трудность: она не столько поется, сколько говорится, эмоционально-напряженно кричится, чуть слышно бормочется, шепчется и т.п.
Здесь важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения (фонации) не имеет защитного механизма для голосовых связок (да это и не нужно ввиду несравненно малой силы звука в нашей бытовой речи по сравнению с профессиональным пением). Проблема современных начинающих певцов как раз и кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить голос и так петь, что сильно травмирует связки.
Решение проблемы видится в одном: надо использовать резонансный певческий принцип в исполнении "речевых" фрагментов, как это и делают высококвалифицированные певцы, защищая свой голос от травмирования.
Резонансный принцип голосообразования решает и другую немаловажную проблему современной вокальной музыки: проблему пения piano вплоть до тихого шепота. При речевой манере этот звук не будет слышен даже в первом ряду, он умрет во рту исполнителя, ибо он "мертворожденный", по меткому выражению Джакомо Лаури-Вольпи. А при резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала. Это опять-таки свойство голоса мастеров, достигаемое механизмом резонанса.
Итак, что же такое резонанс и как он образуется?
2. ПОНЯТИЕ РЕЗОНАНСА И РЕЗОНАТОРА
Сначала небольшая история. В середине XIX века близ города Анжур во Франции по мосту длиной 102 метра проходил отряд солдат. Внезапно мост стал раскачиваться и рухнул. Погибли 226 человек. Трагедия, как установили специалисты, произошла в результате резонанса, т.е. совпадения частоты солдатского шага с собственной частотой колебаний моста: мост срезонировал на частоту солдатского шага. Иначе говоря, солдаты, идущие в ногу, раскачали мост, подобно тому, как ребенок раскачивает качели. Размах колебаний моста превысил допустимые пределы прочности и мост разрушился. Описаны и другие подобные случаи с разрушениями мостов. С тех пор солдатам запрещено ходить по мостам в ногу.
Но резонанс способен приносить не только разрушения. На самом деле, многое в нашей повседневной жизни стало бы невозможным без него. Представим на миг, что резонанс исчез как физическое явление. Что произойдет? Это будет всемирная катастрофа! Достаточно сказать, что замолкнут все радиоприемники, телевизоры, так как в основе радиоприема и радиопередачи лежит явление резонанса электромагнитных колебаний. Конечно же, заглохнет вся музыка, поскольку все музыкальные инструменты издают звуки с помощью резонанса. А самое главное - люди лишатся речи, следовательно, понимания друг друга, так как образование речи связано с резонансом звуковых волн в речевых органах. Ну и конечно, мы не услышим прекрасного пения, поскольку высокопрофессиональный певческий голос, как я уже говорил во введении, основан на искусстве владения резонансом. Поэтому певцу, который собирается стать покорителем человеческих душ, просто необходимо освоить мастерство резонансного пения.
Слово резонанс происходит от французского resonance - звучать, откликаться.
Научно-физическое определение резонанса звучит следующим образом: резонанс - это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.
Давайте разберём данное определение. Во-первых, резонанс может возникнуть только там, где есть или возможны колебания, то есть волны в упругой среде. В войлоке, например, колебания не распространяются, а, значит, никакого резонанса в нем возникнуть не может
Теперь о резонаторах. Акустическим резонатором (далее просто резонатором) является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством (атмосферой) одним или несколькими отверстиями. Так как воздух (дыхание) обладает исключительно упругими свойствами, то есть, способен активно вибрировать, то именно он и является основой резонатора.
Отличительным свойством акустического резонатора является то, что он "откликается" (т.е. резонирует) только на те звуковые колебания, которые совпадают с его резонансной частотой. Так, например, если подуть в полую трубку (дудку), то в ней начнет вибрировать воздух, и образуются колебания (стоячие волны). Частота этих колебаний (а, следовательно, и высота издаваемого ею тона) будет строго зависеть от размеров дудки (а точнее, от объема воздуха, заключенного в ней). Если поставить в ряд несколько трубок разной длины, то, дуя поочередно, то в одну, то в другую можно составить мелодию. На этом принципе основано звучание абсолютно всех без исключения духовых инструментов, от флейты и гобоя до органных труб.
Кроме этого, резонатор многократно усиливает первоначальный звук. То есть, если совсем тихо в резонатор спеть ноту, соответствующую его резонансной частоте, то эта нота зазвучит неожиданно громко. Но это касается только этой самой ноты - на другие ноты резонатор не откликнется. Как ни старайтесь - они не усилятся. В этом состоит еще одно очень важное свойство резонатора - его избирательность. Наверняка многим певцам известно замечательное свойство ванных комнат многократно усиливать определенные ноты. И в этом нет ничего странного - ведь душевая с ее гладкими стенами является отличным резонатором. Или другой пример - едва слышимый звук камертона вдруг заполняет огромную аудиторию стоит только приложить его к корпусу резонатора. На этом же принципе основана работа корпуса гитары - он, как полый вибратор усиливает звучание струн. Без него они звучали бы еле слышно.
Но самое удивительное кроется в том (и это еще одно замечательное свойство резонаторов), что для усиления звука резонаторам не требуется никакой дополнительной энергии с нашей стороны! Физическая наука объясняет этот феномен тем, что в присутствии резонатора коэффициент полезного действия (т.е. полезная работа) системы многократно увеличивается. Без резонатора же львиная доля энергии расходуется "впустую" - на ненужный нагрев, сопротивление и т.п.
Применительно к певцам это означает, что, научившись пользоваться собственными вокальными резонаторами, певец освобождает голосовые связки от всяких перегрузок. Он полностью переходит со связок на энергию резонаторов! В этом кроется основной секрет долголетия профессиональных вокалистов.
Но какая же роль в этом случае отводится голосовым связкам? Ведь получается, что все делают резонаторы!
На самом деле, сам по себе резонатор не зазвучит. Для зарождения в нём звука необходим вибратор - возбудитель первоначальных колебаний. Причем сила звука вибратора может быть совсем маленькой, практически неслышной - ведь всю работу по усилению возьмут на себя резонаторы. Другими словами, голосовые связки вокалиста дают начальный толчок, а резонаторы и правильное дыхание «на опоре» - поддержание звука. И чем согласованней работа дыхания и резонаторов, чем лучше озвучены резонаторы, тем красивей, глубже, насыщенней голос певца и тем дальше он слышен.
Перейдем же к рассмотрению этих магических устройств - резонаторов человека.
3. РЕЗОНАТОРЫ ЧЕЛОВЕКА
Начнем с рассмотрения всего голосового аппарата певца. Его принято делить на три части в соответствии с ролью, которая каждая из них выполняет.
1. Гортань с голосовыми связками. Этот орган является вибратором (см. выше) и возбудителем звука. Если быть точным, то термин "голосовые связки" не совсем то, о чем мы привыкли думать, как о голосовых связках. В анатомии есть другой термин - "голосовые складки", обозначающий мышечную ткань(мышцы). А сами голосовые связки состоят из особых эластичных волокон, пролегающих по наружным краям голосовых складок (мышц). Вокалисты привыкли пользоваться термином "голосовые связки" и мы тоже будем им пользоваться. Лишь будем всегда помнить, что, говоря "голосовые связки", мы имеем ввиду "голосовые складки(мышцы) с голосовыми связками как единый комплекс"
2. Дыхательный аппарат. Включает в себя легкие, трахею, бронхи и дыхательные мышцы: межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.
3. Резонаторы. Поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются - это у кого как!) в единую взаимосвязанную систему, то иногда мы будем применять термин "резонаторная система". Кто же они, эти резонаторы человека?
В человеческом теле достаточно много воздушных полостей. Например, трахея, придаточные носовые пазухи, мочевой пузырь, желудок (когда он не заполнен пищей или жидкостью) и другие. Все они играют важные физиологические роли. Но в процессе речеобразования и пения участвуют далеко не все из них, а только те, которые являются частями нашей системы дыхания.
Классификацию певческих резонаторов мы проведем по месту их расположения в теле человека и по их назначению, то есть роли.
По расположению различают верхние резонаторы (головные)- это то, что выше гортани, и нижние (грудные)- трахея с крупными бронхами, (полый желудок и мочевой пузырь) Верхние резонаторы еще называют надставной трубкой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью.
Грудной резонатор (трахеи, бронхи, легкие, наполненные воздухом) дает звуку главным образом силу. Головные резонаторы дают голосу тембр и окраску звука.
Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи тоже) имеет 1) ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает внятное произношение -артикуляцию, как певческую, так и речевую.
Важнейший резонатор – 2) глотка. Эта полость также весьма подвижна, изменчива по объему и по форме.
Наконец, к верхним резонаторам относятся 3) носовая полость и, так называемые 4) придаточные пазухи носа. Это – 5) гайморовы полости (по бокам носовой полости), основная носовая полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами.
Это краткое перечисление человеческих резонаторов хотелось бы завершить небольшим экскурсом на природу - к братьям нашим меньшим. Самое, наверно, удивительное состоит в том, что весь огромный неповторимый мир звуков животных также опирается на свойства резонанса!
Кто не слышал многогол