За желанием стать профессиональной балериной стоят долгие годы изнурительных занятий, сложнейшие травмы и профессиональные заболевания.
ЧТОБЫ стать учеником Красноярского хореографического училища, ребёнок должен обладать хорошей выворотностью и прыжком, гибкостью и растяжкой, музыкальным слухом. А также важны внешние данные — длинные ноги и руки, маленькая головка, изящная и высокая шейка. Сегодня популярны балерины длинные и тощие, как манекенщицы. При этом у ребёнка не должно быть никаких медицинских ограничений для физической нагрузки.
ЕЖЕГОДНО училище набирает 25 новых учеников, а из стен выходят 5–7, редко когда 10 профессиональных танцоров. Чаще всего ребёнка отчисляют из-за недостаточности физических данных. У кого-то не вырабатывается прыгучесть, у других слабый вестибулярный аппарат не позволяет развить нужную координацию движений. Многим балеринам приходится соблюдать диеты, чтобы держать себя в форме.
В НАЧАЛЕ прошлого века балеринам не разрешалось даже прогулок по городу — на репетиции в театр их привозили в закрытой карете. Сегодня ограничения для юных танцовщиков не такие строгие, но времени на развлечения всё равно не остаётся.
— Подъём в 7.00, до занятий нужно помыть полы и убрать постель, успеть собрать волосы в шишку, — рассказывает ученица 3-го класса Анастасия ЕПИТРОП. — Обычно в день 10 уроков. Ученику хореографического училища за 8 лет нужно освоить не только программу стандартной общеобразовательной школы, но и нотную грамоту, и собственно балетное мастерство. Впрочем, серьёзные учебные нагрузки — это ещё не все препятствия, которые необходимо преодолеть на пути к заветной цели.
— Я приехала учиться в Красноярск из Шарыпова, — рассказывает Настя. — Первое время жить в интернате без родителей было очень сложно. Скучала и даже подумывала вернуться домой. Но тогда мне никогда не стать балериной.
Однако, несмотря на такие жертвы, в лучшие театры мира попадают не многие. Зарплата артиста балета в государственном театре 4–6 тысяч рублей. Участь остальных — коммерческие танцевальные коллективы либо преподавательская деятельность. А в 35–37 лет артисты уходят на пенсию.
Галина МОЛОСТОВА, врач по восстановительной медицине высшей категории:
— СЕРЬЁЗНЫЕ занятия балетом — усиленная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Травмы и переломы становятся причинами воспалений суставов, остеоартрозов, стираний межпозвоночных дисков. Такие заболевания требуют серьёзного лечения, вплоть до хирургического вмешательства. Специфичное заболевание балерин — халюс вальгус — отклонение первого пальца — деформация стопы, вызванная танцами на пуантах. Особенно вредят танцы девочкам в подростковый период. Постоянные репетиции и выступления не подстраиваются под менструальный цикл балерины. В будущем всё это приводит к проблемам с зачатием ребёнка и вынашиванием беременности. Не редки случаи бесплодия. Наконец, эмоциональные нагрузки становятся причинами бессонницы. У молодых людей на нервной почве развивается гастрит и появляются другие заболевания желудочно-кишечного тракта. Конечно, в занятиях балетом есть и положительный фактор — хорошая растяжка, эластичность мышц замедляют процессы старения, формируется правильная осанка.
Это любопытно
Лошади «на пуантах»?
С НАЧАЛА XVI века известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях под музыку, пение и декламацию. Истоки конного балета ведут к рыцарским турнирам Средневековья. Тогда до двухсот лошадей выезжали фигурной сменой. Есть и ещё одна легенда о том, что танец женщин на лошади — иппогиннес — был создан амазонками. Легендарные женщины исполняли его на равнине в полнолуние, под ярким светом высокой луны.
Совершенно секретно
ОКАЗЫВАЕТСЯ, информация о травмах танцовщика Большого театра сегодня является секретом. По особому приказу Минздрава информация о них не разглашается.
Рабочая провокация
РАССКАЗЫВАЮТ, что в одном из театров взбунтовались рабочие из-за задержки зарплаты. И во время «Лебединого озера» один из них включил пожарную сигнализацию на сцене.
Первый акт балета, заканчивается вальс — непонятный шум из-за кулис. Все артисты стоят стеной, и никто ничего не понимает. Затем на переднем плане бежит стена воды! Все в шоке. Зрители аплодируют: как красиво! Солисты танцуют! Водичка к этому моменту уже залила почти всю сцену и направлялась к кулисам.
Кто-то закричал: «Уходим!» А солисты всё танцуют. Ну и в конце концов хлынул такой напор ржавчины из труб, что там было уже не до красоты ухода со сцены! После выяснилось, что вода в трубах стояла аж с 60-х годов!
Недопоняли…
МУЗЫКА Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала… При этом вслед за одним местным остроумцем весь театр повторял крылатую фразу: «Нет повести печальнее на свете, чем… музыка Прокофьева в балете…»
Дарья ЗОЛОТУХИНА
, , ,